Издательский Совет Русской Православной Церкви: Откуда все началось. Неделя 5-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Откуда все началось. Неделя 5-я по Пятидесятнице 03.07.2015

Откуда все началось. Неделя 5-я по Пятидесятнице

Первая глава книги Бытия повествует о творении Богом всех форм материальной жизни. Этот библейский рассказ называется «Шестоднев», поскольку в нем упоминаются шесть этапов, каждый из которых именуется «днем».

Учение о шести днях творения вызывает споры не одно столетие. Эволюционисты с XIX века доказывают, что весь мир самобытен, а не сотворен, и все живое на земле произошло путем эволюции. Их позиции укрепились с признанием научным миром теории Чарльза Дарвина. Но здесь возникает вопрос: а откуда взялась сама материя?

Оппонируя эволюционной концепции, креационисты того времени утверждали, что Бог сотворил мир за шесть дней продолжительностью 24 часа. В ХХ веке борьба между эволюционистами и креационистами в ряде стран вышла на законодательный уровень. В США преподавание в школах взглядов на происхождение человека было темой многих судебных разбирательств, самое известное из которых – «Обезьяний процесс» –проходило в штате Теннесси в 1920-х годах. Дискуссия креационизма и эволюционизма не исчерпала себя и поныне.

Святоотеческое учение, с одной стороны, категорически отрицает, что мир произошел сам по себе. С другой стороны, вопрос о длительности периодов творения оно не относит к области религиозного познания. Определение продолжительности дней творения, в течение которых появлялась следующая, более сложная форма существования материи, входит в задачи ученых. Религия и наука, реализуя различные потребности человеческой личности, существуют в разных сферах знания, преследуют разные цели и оперируют несопоставимыми категориями, так что не могут опровергать друг друга.

Спор науки и религии – такое же абсурдное дело, как составление кулинарной книги с помощью нот. Еще в IV веке святитель Василий Великий разграничил область познания религии и науки в своих беседах на Шестоднев. Он обратил внимание, что в библейском тексте отражен лишь сам факт сотворения Богом земли, но не указаны ее размеры, вес и вообще какие-либо параметры физического мира, потому что Священное Писание не подменяет собой науку. Оно передает людям наиболее существенное знание: что вся вселенная сотворена Богом. Как она устроена, по каким законам живет и движется, что собой представляют отдельные ее части – все это относится к предметам научного познания. Об этом должны спорить ученые, подвергая сомнению полученные экспериментальные данные, расчеты, гипотезы и теории друг друга.

Из Библии же мы узнаем самое главное – что у мироздания есть Разумный Творец, по воле Которого все сотворено, и что мир сотворен не сразу, а поэтапно. В первые века христианства была распространена ошибочная идея о том, что мир был создан одномоментно во всем своем разнообразии. Но это мнение противоречит Священному Писанию, в котором описывается постепенность творения.

Задолго от открытия фотосинтеза святые отцы обратили внимание на полемичность упоминания в Шестодневе о произрастании земных растений раньше появления небесных светил (Быт. 1, 11—19). Ведь растительность не может существовать без солнечного света. Святитель Григорий Нисский считал, что порядок нарушен преднамеренно, чтобы у людей не было соблазна почитать солнце как причину возникновения жизни. Согласно другому объяснению, на третьем этапе творения Бог дает бытие растениям, которые пользуются светом, сотворенным прежде, в первый день. И только на четвертом этапе формируются небесные светила, какими мы видим их сейчас. О том, что будет время, когда отпадет необходимость в солнце, говорится и в книге Откровение Иоанна Богослова (Откр. 21, 23).

В библейской последовательности сотворения мира христианское учение отмечает восхождение от простого к сложному. Церковный писатель конца II – начала III века Тертуллиан пояснял, что Бог сначала «создал мир из необработанных», простых объектов, а затем «украшал» их: «Свет Бог не сразу наполнил блеском солнца, и тьму не тотчас же укротил отрадой луны, и небо не тотчас же украсил звездами и созвездиями, и моря не тотчас же населил животными, и землю не тотчас же одарил способностью плодоношения».

Принципиально для нас осознавать и то, что Богу ничего не требуется для творения: всё сотворено Им из ничего (2 Мак. 7, 28). Древнегреческие философы Сократ и Платон также считали, что все творит Бог, но только из готового материала. Опровергая их учение, святой Афанасий Александрийский подчеркивал, что Бог называется Создателем, поскольку Его творческие способности не зависят от чего-либо внешнего, в том числе и от материи. «Если бы Он творил из существующей материи, – рассуждал святитель, – Он бы не был Создателем, но всего лишь мастером». Наличие материала, который существует совечно Творцу, указывало бы на ограниченность Его бытия, то есть на Его несовершенство, что нельзя отнести к Богу. Абсолютный Творец создает из ничего пространство и время, необходимые для бытия ангелов, и материальный мир для жизни человека.

«Вечерняя Москва»


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru