Издательский Совет Русской Православной Церкви: «Живопись иглой. Золотное шитьё XVII – начала XX веков из собрания МРОКМ им. И.Д. Воронина»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

День Православной Книги

10.04.2013

«Живопись иглой. Золотное шитьё XVII – начала XX веков из собрания МРОКМ им. И.Д. Воронина»

Организаторы:  Дмитрий Фролов – кандидат филологических наук, научный сотрудник исторического отдела музея, член клуба Союза православной молодёжи Мордовии «Владычный полк»

10 апреля 2013 года в краеведческом музее г. Саранска состоялось торжественное открытие выставки «Живопись иглой. Золотное шитьё XVII – начала XX веков из собрания МРОКМ им. И.Д. Воронина». Были представлены, вышитые золотом предметы, предназначенные для богослужения – фелони, стихари, митры, покровцы, плащаницы.
Выставку открыл ансамбль духовной музыки Саранского музыкального училища им. Л. П. Кирюкова под руководством Марины Антроповой и мужской ансамбль вокально-хоровой музыки «Синклит». Руководитель – Вячеслав Семелёв. Они исполнили избранные храмовые песнопения. Протоиерей Сергий Прошкин – настоятель храма во имя св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в с. Блохино Лямбирского благочиния рассказал собравшимся о сакральном значении представленных предметов:
«Священнослужитель в быту одевается очень скромно. А его богослужебные облачения изобилуют красками, по тому, что человек стремится для Бога отдать всё самое лучшее. Эти предметы, которые соприкасались со святыми дарами, вышивались чистым золотом. Мы видим митру – этот головной убор, который является наградой для священника. Она отличается от епископской тем, что ко второй, сверху, добавляется крестик…». Отец Сергий подробно рассказал собравшимся о значении каждого символа, изображённого на экспонате, вплоть до значения цвета облачения, которое священник одевает в зависимости от православного праздника.
О сложном процессе золотного шитья поведала художник по костюму, заведующая прикладным отделением детской художественной школы №3 Ольга Малаева:
«Золотное шитьё – это самое дорогое и трудоёмкое искусство вышивки.  Когда мы создаём какую-то картинку, то, что, как правило, мы держим в руках? – пяльца и иголочку с ниткой. В золотном шитье, используются «пяльца в пяльцах». Берётся двойная ткань и натягивается так сильно, что её можносравнить с барабанной поверхностью. Перенос рисунка на ткань – это тоже своя технология, своё исполнение: берётся синька, делается сколок на кальке, затем бумага промасливается. Все выпуклые объёмные детали представляют собой трафаретик из специального картона, который приклеивается на ткань. Затем, всё это шитьё выполняется в технике «Прикреп». На витеечку накручивается нитка, которая также приготовляется специальным образом».
Культурологическим восприятием древнего искусства поделилась заведующая кафедрой традиционной мордовской культуры и современного искусства МГУ им. Н. П. Огарёва, доктор культурологи, профессор, Ольга Беломоева.
Вера Ковалёва – заведующая курсом декоративно-прикладного творчества среднего профессионального образования при МГУ им. Н. П. Огарёва рассказала об использовании золотного шитья в праздничной одежде мирян.
В завершении мероприятия экспозиционер выставки Дмитрий Фролов – кандидат филологических наук, научный сотрудник исторического отдела музея, член клуба Союза православной молодёжи Мордовии  «Владычный полк»  поведал гостям о ходе работы, указал на уникальные её черты:
«Начну с самого яркого экспоната – литургического покровца XVII века. Когда я стал советоваться с ведущими золотошвейками России, такими как – Елена Потасонова и прислал ей фотографии изделия, то она сказала, что нигде  в России не видела покровца с такой иконографией.


Информация предоставлена официальным представителем епархии



Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru